Полутёмное помещение. Круг света, в центре которого стоит стул. На стуле сидит парень с окровавленным лицом и испуганным взглядом. В круг света попадают несколько широкоплечих мужчин с маловыразительными лицами.
Мрачный, несущий реальную угрозу голос, жёстко выговаривает условия, при которых избитый может остаться в живых. Самого обладателя голоса не видно, но отчётливо слышен акцент. Точно! Это - русский! Это - жестокий русский гангстер!
Доброго времени суток, друзья!
Уверен, каждый из вас трепетно относится к кинематографу. Мы действительно любим кино: конечно, каждый по-своему – с долей иронии, нежности, юмора и, безусловно, с огромным интересом. И я – не исключение. Кино я считаю обязательной составной нашей жизни, которая временами заставляет думать, что ничего хорошего с тобой уже произойти не может. И, видимо, отчасти от желания избавиться от этого ощущения я смотрю фильмы про любовь, про слабых неудачников, которые находят в себе силы стать к концу фильма смелыми и умными; про авантюры, которые так гладко складываются на экране и которых так не хватает в жизни.
Я не могу назвать себя любителем боевиков, поскольку насилие в любом виде мне претит. Есть, конечно, и другая причина. Я – отец. И каждый просмотренный мной «полный метр» я как бы «примеряю» на восприятие моего сына: а какой будет его реакция на подобный поворот сюжета, на обилие крови? а не привыкнет ли он смотреть на это и не соотнесёт ли это самое действо с реальной жизнью? и не станет ли бесчувственным, что в данном случае равно жестокости?
И, тем не менее, боевики я смотрю. Нечасто, как говорится, под настроение, умело созданное рекламой! Согласитесь, пропустить «Wanted» просто невозможно – не потому, что это история лично мне интересна, а потому, что об этом все говорят.
Безусловно, кино - так или иначе - строит нашу жизнь. И я хочу поговорить сегодня об одном из аспектов, который напрямую связан с кино и который касается меня лично.
Всем известно, что кино зиждется на противостоянии добра и зла: будь то мелодрама, где есть плохие и хорошие, или психологическая драма, где добро и зло соседствуют в одном флаконе (в одном персонаже).
Что же касается остросюжетного кино, то здесь всё предельно просто.
«Наши», то есть хорошие, - это американцы, получившие достойное воспитание посредством учёбы в хорошей школе, колледже, университете либо посредством жадного впитывания моральных устоев в собственной семье (здесь возможны варианты – мудрый друг, учитель, нежная возлюбленная).
А вот «не наши», то есть плохие, это – внимание! – по большей части русские! Удивительная вещь! Словно некое мировое тайное общество провело некое исследование и путём сопоставления статистических данных установило: да! русские – это самая злобная нация, состоящая из тунеядцев, страшно любящих деньги, причём, не какие-нибудь там деньги, а именно американские доллары!
Можно, конечно, махнуть рукой и сказать: это - просто кино!
Казалось бы, ну показали злобного русского – что с того? Кто-то же должен быть врагом! Ясно, что героя можно увидеть только тогда, когда рядом, буквально в кадре с ним, существует его антагонист.
Вопрос: а почему антагонист - русский? Понимаю, что представитель другой национальности также может сказать: а почему бы и нет? И всё с тем же посылом: кто-то же должен быть врагом!
Интересная получается картинка - в общем и в целом.
Кино – это продукт, который влияет на эмоциональное состояние зрителя. Следовательно, кино – это рекламный продукт, который, в отличие от остальных веток рекламной видеопродукции, несёт в себе не одну, а несколько идей. И можно быть уверенным, что заложенное в фильм количество идей оседает в сознании зрителя в том же количестве. И вот одну из них можно сформулировать примерно так: русские – это коварные, сильные, немного туповатые в жизненных ситуациях, которых надо опасаться всегда и, главное, никогда нельзя иметь с ними дело. То есть, получается, что самая криминогенная зона в мире - это Россия. А самый склонный к насилию народ (видимо, что-то генетическое, да?!) - это русские. Причём, к категории таких «русских» относятся все люди, которые говорят на русском языке. А уж если такие приехали в Америку, всё – труба! Они в погоне за долларами становятся машинами жестокости с леденящим кровь отсутствием каких-либо понятий о гуманности!
Простите!
А как насчёт тех «русских», которые, приехав в Америку и доказав свою состоятельность в тех областях, в которых действительно сильны, сейчас работают в научных отраслях? Как насчёт медицинских работников? Умнейшие профессора, виртуозные хирурги, тонкие педагоги?! Как насчёт этого золотого фонда России, который стал золотым фондом Америки? Ведь если верить кино, то русские – это олицетворение насилия. А если просто посмотреть вокруг?
Я – коммерсант, человек дела. И практически каждый день я сталкиваюсь с тем настороженным (в лучшем случае) отношением ко мне, которое провоцирует мой акцент. То есть, американский бизнесмен, уловив чужую нотку в речи, моментально, на сознательном или подсознательном уровне, сопоставляет меня, Дмитрия Горошина, с каким-то нелицеприятным русским героем, которого однажды увидел в кино!! Абсурд?! Но это так. И я вместо того, чтобы демонстрировать ему выгоды сотрудничества со мной, опираясь на мой опыт, на список моих клиентов, вынужден убеждать его в том, что в кино – это всё неправда. Конечно, с таким раскладом я бороться не в состоянии. То есть, я подчиняюсь ему: хорошо, если вы думаете, что русские – это плохо, я попробую вас убедить в обратном. Я воспринимаю это как частный случай, а не как общее устойчивое мнение, благодаря кинематографу, превратившееся в условный рефлекс у коренных американцев.
Медведи, баня, проститутки, водка в огромных количествах, селёдка и лук, варёная картошка и страшные мордобои. Кажется, я всё описал?
А жена? А сын? А серый кот? А активное участие в социальной жизни, своевременная уплата налогов? А крепкие отношения с компаниями в некоторых странах мира, которые сюда, в Америку, присылают свои деньги за то, что мы, русские американцы хорошо выполняем свою работу по веб-дизайну, по видеопроизводству, по организации туров? С этим как быть?
Вот это в кино не показывают почему-то.
Русские негодяи в кино оборачиваются законопослушными гражданами той страны, в которой имеют честь и гордость, и радость проживать. Что самое интересное, в России живут такие же русские, как и я – законопослушные трудоголики, которые знают, как можно и нужно зарабатывать на жизнь. И в число их жизненных приоритетов не входит моментальное и стремительное обогащение за счёт продажи наркотиков, людей и оружия.
А знаете, что ещё интереснее?
То, что в российском кинематографе антагонист – не пришлый. То есть, российский кинематограф апеллирует теми понятиями, которые находятся в его собственном распоряжении и, самое главное, знании. То есть, герой – русский. И антигерой – тоже русский. И в этом нет и следа политкорректности! Это просто профессионализм тех людей, которые делают кино – сценаристов и режиссёров.
Как, ну как, скажите на милость, сценарист, живущий в России, может писать о прожженном цинике и последнем подлеце американского происхождения, если он, сценарист, не знает такого?!
Как режиссёр может позволить себе такую роскошь, как «чёрный ящик» в фильме, который, конечно же, здорово помогает сюжету и динамике истории, если он, режиссёр, понятия не имеет, какую задачу должен поставить перед актёром, таким же русским?! С кого живописать, а?!
Это моё личное мнение и твёрдое убеждение.
Когда в фильме, повествующем о внутренней жизни конкретной страны, появляется некий пришлый персонаж с тем, чтобы продемонстрировать зло в чистом виде, это провал сценариста и режиссёра, и крупная неудача продюсера, который позволил это сделать. Для того, чтобы история «зацепила», она должна быть максимально приближена к реальности, но, естественно, с элементами, невозможными для реальной жизни. Мы же любим кино именно за этот странный коктейль, рецепт которого хороший режиссёр никогда не нарушит – соотношение ингредиентов, их происхождение и очерёдность смешивания.
Не знаю, почему я вдруг так заострил своё и ваше (простите!!) внимание именно на образе злого русского в американском кино. Может, потому что я всегда за качество – даже в тех областях, в которых я выступаю только потребителем (например, в кино).
А может, потому что просто устал каждый день встречаться с тем, что называется ответной волной. Ведь кино смотрю не только я.
В последний понедельник мая Америка отмечает День поминовения. Это национальный праздник страны. В этот день мы отдаём дань памяти согражданам, павшим на полях сражений, и чествуем тех военнослужащих, кто выжил. В этот день на всей территории страны национальные флаги до полудня приспущены.
День Памяти в США начали отмечать после окончания войны Севера и Юга 1861-1865 годов, в которой погибли, по оценками некоторых историков, до 620 тысяч человек и были ранены до 400 тысяч.
Но впервые на государственном уровне этот день был отмечен по инициативе генерала Джона Логана 30 мая 1868 года на Арлингтонском кладбище, где покоятся останки свыше 300 тысяч военнослужащих. Это стало традицией: президенты США в этот день возлагают венки к могиле Неизвестного солдата на Арлингтонском национальном кладбище под Вашингтоном.
Доброго времени суток, друзья!
Сегодняшняя тема, как многие из вас догадались, была предопределена календарём событий страны. День Памяти не только по определению диктует свои правила, но и по совести, и по воспитанию, и по самоощущению каждого гражданина страны. В данном случае, я сужу исключительно по себе, искренне надеясь на то, что я – лишь подтверждение правил, а не их исключение.
Год за годом в этот день список ушедших увеличивается. Но, к счастью, обратное происходит с количеством тех, кто отмечает этот праздник! Мы растём на нашей истории: и это обязательное правило, помогает нам понять не умом, а сердцем, что такое патриотизм и что такое гражданин. С другой стороны, несмотря на пристальное, я бы сказал, неустанное внимание к печальным и трагичным событиям, мы зачастую опускаем то, что важно для ветеранов – сегодняшний день.
А знаковое понятие «сегодняшний день» очень просто толкуется: это пища, это льготы, это материальная стабильность. И понятие это государством, к сожалению, «раскрывается» не в полной мере.
Особое звучание с привкусом острой горечи этот праздник приобрёл после окончания Вьетнамской войны (1965-1973 годы). Сам праздник обрастает традициями, которые возникают не только по той причине, что мы не хотим забывать. Оставшиеся в живых не хотят, чтобы их забывали.
Наглядным примером может служить мотопробег от Пентагона к Мемориалу ветеранов, который ежегодно организовывает клуб ветеранов Вьетнама и мотоклуб Rolling Thunder, основной целью которого является сбор материальной помощи для ветеранов и повышение пенсий.
А в Александрии (Вирджиния) проводится ежегодный джазовый фестиваль, сбор от которого также представляет собой кассу помощи ветеранам.
Много ли это? Не думаю. Мне вообще очень сложно представить некий эквивалент – то, чем можно было бы отплатить тем, кто остался в живых, и семьям тех, кто не вернулся с войны. Существует ли он? Вряд ли. Но постоянное приближение к некому идеалу, на мой взгляд, возможно.
«Война – дело молодых, лекарство против морщин» - это слова из песни культовой в 80-е годы группы «Кино». Образ войны всегда поэтизировался без меры. И на то есть множество причин, главной из которых, всё же является, тот неповторимый градус адреналина, что присущ войне как явлению, и ничто больше не может с ней сравниться.
С другой стороны, нет ничего более печального. Потому что война – это когда одни люди убивают других людей. И происходит это по причине, часто слабо понимаемой каждой отдельной боевой единицей каждой из воюющих сторон.
Я взял огромное количество интервью у солдат, прибывших в госпитали страны на лечение. Это, по преимуществу, молодые ребята.
Меня поразило то, что каждый, имея собственную историю и, соответственно, мотивацию пойти на службу, каждый, имея собственный жизненный опыт, устремления, надежды, идеалы, каждый на провокационный вопрос, который я, может быть, и не имел права задавать, отвечал: «Нет, я не жалею».
Лицо гражданина может быть обработано Photoshop, если это билборд, плакат, флайер, листовка. Лицо гражданина может быть «вылизано» гримёром, стилистом и талантливым осветителем, благодаря чему не видно ни морщин, ни синяков под глазами от некоторых, как мы можем догадаться, излишеств. А ещё лицо гражданина может быть раскрашено, как взмахом кисти с красной краской, царапинами от осколков снаряда. Думаю, не стоит здесь приводить пример более трагичный. Хотя…
Мальчик, потерявший зрение, говорит: не жалею, что пошёл в армию, не жалею, что пошёл на войну.
Мальчик, который больше никогда не обнимает свою девушку правой рукой, говорит: не жалею!
И что они получают от нас, имеющих свои позиции? Тяжеловесную конституционную базу и несколько килограммов воспитания в семье и работы в офисе? Один день памяти? День Памяти – это 24 часа, когда мы официально скорбим и помним.
Минуточку! А все остальные дни в году?
Какая ирония! Солдат, идущий в атаку, не лимитировал свою «работу». А мы, те, кто переложил на его плечи ответственность, строго этот лимит соблюдаем.
Конечно, легко можно сказать: а это не я лично его на войну послал!
И это будет самый «достойный» выход из ситуации. Но правда заключается в том, что вся страна – все граждане поголовно – не могут уйти на войну. С этим все согласятся. Поэтому те, кто всё же принимает такое решение, берут ответственность на себя с тем, чтобы и мы, оставшиеся здесь, сделали то же самое, когда война закончится – где она ни была, и в чём бы не состояла суть конфликт, приведшего к войне. С точки зрения человеческой, мы все одинаковы. Внимание: а ведь и с точки зрения гражданской – то же самое! Он – гражданин. Я - гражданин. И ещё, мы – соседи.
Один говорит: я счастлив, что пошёл в другую страну, там живут люди, и они могут жить лучше и я, лично я, могу им помочь.
Второй говорит: а зачем?
Один говорит: моя страна – передовая, и моя страна может вывести эту страну из-под диктатуры одной семьи, которая даёт нищету, боль, болезни и беспросветный мрак. Второй говорит: самому бы выжить в этом кризисе.
И первый и второй – граждане Америки. Это плохо? Не думаю. Мы – разные. В этом, видимо, и состоит мудрость жизни: не стадо клонов с одной-единственной установкой, а большая общность индивидуумов. То есть, какой бы ни была позиция тех, кто избегает армии и боится войны, существуют те, кто поступают прямо противоположно. И мы должны с этим не просто считаться. Мы должны это уважать. Так же, как они уважают нас.
Я лично готов перед каждым из них стоят навытяжку. Я думаю, что для меня это великая честь – вот так показать им, каждому из солдат, что я горжусь армией моей страны.
Я знаю близко только одного солдата, и он в моём представлении - феномен. Это мой троюродный брат, мальчик, который учился в Институте искусств в Атланте и которому прочили большое будущее как художнику. Вот этот мальчик вдруг (обратите внимание на это «вдруг») решил связать свою жизнь с армией. Он решил стать профессиональным военным.
Зачем? Не знаю. Это его выбор. И если он поступил так, значит, это было ему жизненно необходимо. Человек сам изменил свою жизнь таким необратимо крутым образом, что мне остаётся только восхищаться. И изнывать от гордости, когда я вижу его в форме.
Каждому - своё. Одним – война, и в качестве мотивации светлые идеалы, которые они отстаивают с оружием в руках. Таким, как я, – тыл, который должен, должен (!) их ждать. Должен их принять. И должен всегда помнить о том, что они сделали и делают для страны. Всегда, а не один день в году согласно расписанию.
Да, всем, кто прослужил больше двух лет в армии, выделяется стипендия. Но 1500 долларов в месяц (если солдат поступает в колледж) это мало. Да, многие школы засчитывают учащимся кредиты, полученные ими во время армейской учебы. Но этого недостаточно. Да, есть специальные гранты для участников боевых действий. Но и это не тот объём заботы, внимания и уважения, который должен иметь место быть!
Я всё понимаю, в кризис не говорят о том, что солдатам трудно и им надо помочь. Но я также понимаю, что если не буду об этом говорить, боюсь, от моей гражданской позиции мало что останется.
Кто из нас не любит похвалы? Тем более, если они заслуженные, а не подходящие случаю уловки собеседника для того, чтобы смягчить вас.
А кто из нас не любит получать награды – грамоты, ордена, медали и прочие знаки отличия от остальных смертных, не приложивших столько усилий, сколько вы на определённом поприще?
Да. Мы все считаем, что каждый труд должен быть оплачен, равно как и любая инициатива должна быть замечена, а любое достижение отмечено вниманием общественности.
Доброго времени суток, друзья!
Сегодняшний день, полный иронией до краёв, в очередной раз предлагает нашему, порой такому рассеянному вниманию, продукт нашей же собственной выделки.
Награды! Тема, может, и не глобального масштаба, но при ближайшем рассмотрении, оказывающаяся пройденным на два балла ровно тестом на чистоплотность.
Тщеславие – не самый тяжкий смертный грех. Однако если оно возводится в культ внутри личности, оно превращается в язву – видимую глазом и хорошо ощущаемую обществом.
Маленький пример. На День Рождения стриптизёршу коллеги, что называется, «по цеху» заказали - купили и подарили девушке награду «За вклад в развитие нравственности». Если это шутка, то цель достигнута – действительно смешно, я бы даже сказал, сатирично. Но это – не шутка. Звание – реально утверждено и зарегистрировано. То есть, эта безымянная для нас стриптизёрша стоит в одном ряду с И. Бродским и Н. Песталоцци.
Я недавно посмотрел документальный фильм о наградах в России – кто их выдаёт, и кто их получает. Вопрос, который возник у меня после двух минут просмотра, так и остался неизменённым до конца фильма. Я, впрочем, и сейчас не знаю ответа. Как?! Как так получается, что знаки отличия, которые по определению должны получать люди отличившиеся, получают люди, которые в состоянии за них, за эти знаки, заплатить?!
Орден, полученный человеком на больничной койке, куда человека привезли с поля боя или с места производства, получается равным тому, который куплен в конторе с каким-нибудь звучным именем и сертификатом (неизвестно чего!).
Я, может быть, один из последних романтиков и, уж точно, один из последних идеалистов, оставшихся на этой планете. Но лично для меня звание, статус, орден, даже простая грамота являются знаковыми символами, которые тем более ценны, что имеют длинную историю существования и столь же длинный список прекрасных поступков, эквивалентом чего и являются эти круглые, ребристые, звездообразные металлические сплавы.
И мне совершенно не понятно, как то, что ты не заслуживаешь, можно купить и тем самым присвоить себе небывшие заслуги?!
Согласен, это прозвучало достаточно примитивно для современного бизнесмена, каковым я являюсь. Но род занятий и поле деятельности не отменяли простой закон равновесия: сколько сделал, столько и получил. Впрочем, эпидемия девальвации (всего и повсеместно) началась не вчера.
Легендарная Сажи Умалатова внесла огромную лепту в состав личностей, имена которых должна знать страна. К сожалению, качество, обозначенных наградами заслуг, не являлось основным фактором в этом процессе.
Депутат Верховного Совета СССР Сажи Умалатова в смутное и мутное время активного расформировывания Советского Союза на отдельные территории была председателем незарегистрированной организации «Постоянный президиум народных депутатов СССР». Она открыла наградной конвейер: отчеканенные про запас ордена и медали с советской символикой, а также новые, ею самой придуманные и учреждённые, награды имели большой спрос. Ордена «От Сажи Умалатовой» считались настоящей наградой.
Наградной рог изобилия иссяк в 2002 году, когда вступил в силу Кодекс РФ об административных правонарушениях: в законе предусмотрена ответственность за учреждение и изготовление знаков, имеющих внешнее сходство с государственными наградами России, РСФСР и СССР.
С повсеместным обесцениванием знаний мы уже как будто смирились. Обесценивание наград, похоже, тоже входит в норму. Вполне понятное желание получить награду за деньги порождает множество предложений. Негосударственные структуры в статусе компаний с разной степенью ответственности наперебой предлагают свои услуги в Интернете. Всего за каких-то там несколько сот тысяч долларов можно купить награду, к которой прилагается удостоверение: всё красиво и официально – банкет-фуршет, длинноногая блондинка в мини с букетом цветов, хлипкие аплодисменты в главном административном зале города.
Можно было бы, конечно, подпереться той мыслью, что полученные от жаждущего наград человека деньги пойдут на какие-нибудь нужды города, в Фонд помощи детям или в дом престарелых. Но – увы! – мысль эта, не успев развернуться в широкие перспективы благих действий, сворачивает свои знамёна, потому что аферисты (каковыми и являются люди, утверждающие награды и успешно продающие их) озабочены собственным благосостоянием. Жила-то золотая! Сложно сказать, сколько сейчас в России, к примеру, негосударственных наград. Так же сложно сказать, сколько фирм стоит на их раздаче. Система простая: сами придумали, сами продали.
Традиция отмечать особые заслуги перед Отечеством особыми знаками внимания со стороны монаршей особы существует не одно столетие. Однако не каждый правитель был в этом честен в отношении так называемой раздачи. К примеру, император Павел I за четыре с небольшим года своего правления произвел целую армию генералов. Он легко раздавал звания, поскольку быстро он проникался симпатией к людям! Чтобы остановить девальвацию высокого воинского чина пришедший вслед за Павлом I Александр I был вынужден искусственно растягивать процесс присвоение очередных званий – при чём, даже тем, кто их заслуживал!
Первый российский орден Святого апостола Андрея Первозванного был утверждён Петром I, который лично наградил им около 40 своих подданных. Сам император стал шестым по счёту кавалером этого ордена. А получил он эту награду из рук первого кавалера ордена генерал-адмирала Ф.А. Головина за взятие шведских судов в устье Невы.
Чувствуете динамику роста, а? Петра Первого и Л. Брежнева разделяет не так много – по большому счёту! – времени, чтобы заслуги истинные, равно как и истинное благородство, уступили место так прилюдно и на таком высоком уровне тщеславию и неким хитрым политическим соображениям. Что уж говорить о простых богатых людях?! Если можно купить любовь и дружбу, то уж уважение – просто сама жизнь велит покупать! И вот это уже не ирония. Это – горечь.
Но встречаются и редкие исключения. Всего несколько десятков лет назад А. Солженицын отказался от звания почётного гражданина Москвы со словами: «Не осмелюсь, слишком мало я сделал для этого города».
Но, как я уже сказал, это редкое исключение.
На ум приходят дети лейтенанта Шмидта, для которых родство с легендой стало источником средств для проживания. Ни дающие, ни сами «дети» не задумывались: а почему первые должны давать, а вторые, собственно, просить? Разве аферист – это самый умный человек? Нет. Значит, дающий – это самый глупый человек? Тоже – нет. Дело в том, что награды или упомянутое родство с известной фигурой иной раз способны совершать чудеса. Откуда следует вывод – большая часть общества подвергнута активно проявляющему себя снобизму, что в условиях повсеместного стремления к всеобщему же равенству - просто нонсенс! Но, тем не менее, это так.
Страшно, смешно и грустно одновременно.
Потому что знаю, есть на этой земле ветераны многочисленных (локальных, масштабных – не важно!) войн, которые знают, что получили свои награды, пройдя столько кругов ада, сколько и Данте не описывал.
Потому что знаю, есть на этой земле люди, не совершившие ничего, из того, что предполагает награда, право на обладание которой они купили.
Потому что знаю, есть на этой земле люди, для которых принадлежность к мифическому понятию «голубая кровь» является непременным условием счастливого и достойного существования.
Меня только что осенило! Так ведь это мы! Мы – «дети лейтенанта Шмидта», которых в столь острой форме преподнесли нам не в забаву, а в назидание величайшие сатирики! А мы посмеялись и, как обычно, забыли, что и суть и соль лежат на поверхности. За что сейчас и получаем и ордена, и награды, и грамоты, и статусы.
И разочарования! Последнее особенно обидно, потому что – и в этом я уверен – мы все прекрасно понимаем: от покупки свидетельства своих заслуг перед отечеством до купли-продажи самого отечества не так далеко, как кажется.
Говоря о страшных событиях давно минувших дней, мы часто восклицаем «Не дай Б-г!», имея в виду повторение. При этом, мы пребываем в твёрдой уверенности, что это не повторится, поскольку страшные уроки прошлого мы автоматически зачисляем в разряд выученных.
Однако реальность даже не нашёптывает, а уже говорит в полный голос совершенно другое. Вопрос в том, хотим ли мы это слышать.
Доброго времени суток, друзья!
В 1919 году Гитлер так написал в одном письме:
«... Все, что заставляет людей стремиться к чему-то высшему, будь это религия, социализм или демократия, служит еврею способом удовлетворения его жадности и жажды власти...». Может быть, здесь, именно в этой цитате и заключено зерно, из которого несколько лет спустя так пышно, так безобразно густо распустился Холокост с немыслимыми цифрами – шесть миллионов погибших?
Около трех миллионов евреев были убиты ядовитым газом примерно за три года в шести больших лагерях смерти. Остальные подверглись массовым казням на оккупированных восточных территориях и в многочисленных небольших лагерях и гетто от голода, ужасающих условий существования и непосильного рабского труда.
Заранее хочу попросить прощение у тех, кому мой тон может показаться менторским. Поверьте, моя цель заключается не в этом. Напротив. Мой краткий экскурс в историю – это попытка выйти из рамок эссе, предполагающего изложение личной позиции. Я хочу наглядно продемонстрировать, что мои эмоции носят куда более глубокий характер именно в виду знания прошлого.
Враждебное отношение к евреям корнями своими уходит в глубокую древность. До утверждения христианства как религии гонения на евреев были похожи, скорее, на эмоциональные кратковременные вспышки неприятия одного народа другим, чем на некую идеологию. Что, кстати, не исключало зверскую жестокость по отношению к евреям - вспомните только Калигулу!! А затем начался период, который полностью подходит под определение антисемитизма, – здесь тебе и правовые ограничения, и преследования, и насильственные меры в виде побоев, погромов, убийств евреев.
Крестовые походы, усилив христианские настроения, одновременно усилили и антиеврейские тенденции. Что повлекло за собой всё те же, уже перечисленные действия.
Собственно, как политическое движение антисемитизм оформился в конце 70-х годах 19 века в Германии. Он стал составной частью программы германских политических партий, которые могли расходиться во взглядах на ряд вопросов, но были абсолютно солидарны в вопросе отношения к евреям. Евреи считались не иноверцами или людьми другой национальности: они считались отдельной и однозначно вредной для остальных людей расой.
Но убеждённость в том, что евреи по своему интеллектуальному и физическому развитию стоят ниже арийцев, по моему, сугубо личному мнению, это яркое доказательство того, что в самой сердцевине ненависти так называемых«сверхлюдей» лежала (и лежит!) зависть!!!
Где только не жили евреи?! И везде – в любой стране и в любое время - они становились лучшими на любом, выбранном ими поприще. Почему? Потому что жизненные приоритеты расставлялись иначе. Если и было что-то важное для них, так это чувство собственного достоинства.
Давайте вспомним погромы еврейских общин в России. И здесь – всё та же зависть, но несколько иного рода. В то время как русский мужик был обречён с самого своего рождение на прозябание и пожизненную роль чернорабочего, еврей искал путь наверх – подальше от рабского труда на хозяина. Это и называется приоритетом! Может быть, он еще не знает, как именно он хочет жить, но ему достаточно того, что он знает – точно не как скот!
Богоизбранность еврейского народа, о которой так много сказано, это не вопрос, а скорее, ярлык, который можно прилепить, а можно и сорвать. Суть заключается в том, что народ, который очень долгое время жил без страны, жил в чужих «домах», не имел
армии-защитницы, был лишён прав, получал только тычки и оплеухи, именно этот народ продолжает жить.
Моё мнение не изменит никто и никогда. Ну-ка, сосредоточьтесь вы, все неонацисты, скинхеды и прочие антисемиты! Сосредоточьтесь и ответьте не мне, а себе на вопрос: чем было бы человечество без тех учёных, изобретателей, писателей, медиков, мыслителей, музыкантов которые были евреями?! Мы бы даже близко не приблизились к существующему ныне мирозданию. Остается лишь предполагать, какими чудесами прогресса мы бы пользовались сейчас и насколько более гармоничным и продвинутым был бы наш мир, если бы фашистские твари не уничтожили шесть миллионов евреев.
Я уверен, что каждый из нас знает, что в основе любой войны лежит нетерпимость. И ещё я уверен в том, что если мы сейчас трезво и, по возможности, здраво посмотрим на царящие в мировом сообществе настроения, мы – все и каждый – поймём: Холокост - это не прошлое, это реальная угроза в настоящем и будущем.
Оружие массового уничтожения уже доказало свою способность «решать вопросы», и не важно, кто прав, а кто нет. Важно то, что после использования его остаётся только одна сторона.
К примеру, Индия давно располагает ядерным оружием, но этот факт является гарантией безопасности, а не шиканьем и угрозами в адрес близлежащих стран или стран, чьи политические установки являются антагонистичными.
А вот ещё один пример. Иран с его психопатическим лидером. Государство, которое хочет уничтожить Израиль. Потому, что - евреи. Потому, что живут лучше. Да просто потому, что «мы так хотим»!!
Понятно, что здесь взывать к здравому смыслу бесполезно. На каждое высказывание о равенстве последует множество аргументов, столь же абсурдных в самом своём корне, как и идея уничтожения сионистского государства.
Абсурд? Да! И не только там.
Как возможно такое, чтобы по улицам Петербурга, пережившего блокаду, разгуливали скинхеды и неонацисты?! Как возможно такое, чтобы в стране, которая понесла миллионные потери во время Второй мировой войны, которая была отброшена назад минимум на двадцать лет, существовала сама идеи превосходства одной нации над другой?!
Неужели надо убивать друг друга? За любую мелочь - пулю в лоб соседу, его жене, сестре и собаке?!
Люди! Евреи действительно богоизбранный народ: в качестве примера, в качестве жестокой наглядной демонстрации на протяжении вот уже скольких тысячелетий одна и та же мысль всё ходит и ходит по замкнутому убийственному кругу!! Не убий ближнего своего! Если он не похож на тебя, он не виноват. Если он лучше тебя, он не виноват. Если нет у него дома, он не виноват. Если он хочет жить, он не виноват.
Может быть, потому этот народ и не сдаётся? Зная, что имеет право на жизнь!
На сегодняшний день Армия Обороны Израиля считается одной из самых боеспособных армий в мире. И это уже заявление: каждый еврей, где бы он ни жил, гражданином какой бы страны он ни был, сегодня знает, что есть армия, которая создана специально для его защиты! Самым первым государственным законом, принятым Израилем, стал Закон о возвращении, согласно которому любой еврей может приехать сюда и жить здесь, на своей Родине. Это ли не гарантия того, что надежда (как бы парадоксально это ни звучало!) есть? Ты не одинок, у тебя есть дом, тебя здесь примут. Не ущемление выбора и националистический призыв: «Евреи всех стран, соединяйтесь!» Нет! Евреи просто создали свой дом – свой, и больше ничей.
Израиль может считаться необщительным и проблематичным соседом или гостеприимным хозяином, или и тем и другим одновременно. Но самое главное – это то, что для каждой единицы этого народа, что находится вне, есть место внутри. И посмотрите, как они поступают! Помощь никогда не бывает лишней - а уж тем более помощь своему собственному дому! Кто-то финансами, кто-то яростной и непримиримой позицией на мировой политической арене или в бизнесе, кто-то в прессе – помогали раньше, когда было хорошо, и помогают сейчас, когда тяжело. Видимо, потому что точно знают – каково это, когда твой народ хотят стереть с лица земли!
И эта позиция правильна. Жаль, что не каждый (независимо от национальности и вероисповедания) это понимает!
А если завтра к власти в каком-нибудь большом государстве, в распоряжении которого находится ядерное оружие, придут националисты? Или если мировое сообщество допустит создание ядерного оружия в Иране? А если они решат, что не только евреи, но и русские, недостойны жить? Или французы? Или американцы? Подумайте! Ведь от этого никто не застрахован до тех пор, пока мы позволяем абсурду длиться!
Уинстон Черчиль считал, что в Англии нет антисемитизма, потому что англичане не считают себя глупее евреев. Прав был премьер-министр, не знавший Холокоста. Чувство собственной значимости – это не плохо. Плохо, когда этому чувству требуется подтверждение – обвинение и непрекращающиеся попытки убить другой народ.
Мне бы очень не хотелось, чтобы кто-то из вас подумал о нашем журнале, как о личной трибуне издателя. Но дело в том, что журналистика не терпит условностей.
Если я, как издатель, пойду на поводу у своих предположений, то в глазах другой половины читателей я могу оказаться трусом, который при выборе темы для своей странички руководствуется весьма незамысловатыми соображениями: вот последние события в мире, и которое же из них наиболее удобоваримо?
Воспитание не позволяет мне молчать. И потому я заранее прошу прощения за то, что в этом номере меня так «много».
Просто я не могу иначе.
Понятие "терроризм" (с лат. "terror" — страх, ужас) на сегодняшний день стало культовым. То есть, вся мировая общественность, не стыдясь этого факта, признаёт за терроризмом силу и мощь, которая тем опасна, что в основе её лежит непримиримость -тупая и несгибаемая (почти на физическом уровне!) невозможность принять реальность в том виде, в каком её принимает более шести миллиардов человек.
Сетовать на то, что терроризм – это признак вырождения, не приходится. Можно вспомнить, что впервые террор как метод явил миру своё лицо не где-нибудь, а в столице мировой моды – во время Великой французской революции.
И, несмотря на то, что радикальные революционеры стреляли, резали и поджигали, имея цель противостоять репрессиям своих политических противников, террор по сути своей как был, так и остался намеренным и спланированным убийством.
То есть, путём убийств себе подобных (и здесь чем жёстче методы, тем продуктивнее сам акт) убедить других (тоже, кстати, себе подобных) в том, что надо уступать, надо идти на соглашение - «надо делать так, как мы вам говорим».
Если притушить своё возмущение и попытаться внимательно рассмотреть ситуацию не с точки зрения «пострадали люди!», а с точки зрения «почему одни люди не пощадили других?», картина получается до ужаса проста и жестока.
Терроризм – это ответная реакция на то, что называется откладыванием в долгий ящик. Ящик, соответственно, автоматически попадает в ведомство Пандоры, потому что иначе ответ не вырисовывается.
В этом свете терроризм обретает черты подростка, которого ежечасно атакуют гормоны – слева женские, справа мужские. И только тот, кто знает эти физиологические процессы, способен понять, что полное отсутствие мотивации в поведении подростка – это не проявление бездумной жестокости или намеренного садизма. Здесь скорее подросток – жертва.
Но! – это всего лишь пример. И каждый согласиться, что этого гипотетического подростка охотно простят только (!) его родители. К примеру, директор школы просто не станет входить в положение и с сожалением кивать в сторону гормонов «ай, ай, ай! мол, что ж вы делаете с бедным ребёнком?!».
Терроризм оправдания не имеет в принципе. И даже частные случаи, когда, к примеру, незадачливый «смертник» попадает в руки правосудия и рассказывает хрестоматийную историю о том, как пострадали его мама, папа, дочка, жена и маленькая собачка от рук тех, кого он сейчас хотел подорвать.
Один из лидеров ХАМАСа - Халед Мишель в своём интервью 5-ти летней давности заявил: «ХАМАС отличается тем, что не поддаётся никакому прессингу или угрозам со стороны, ни ложным обещаниям, ни каким-либо соблазнам. Мы не боимся смерти, ибо боремся не за личную выгоду, а за интересы всего палестинского народа».
Было бы неплохо, если бы он тогда же указал, в чём заключаются интересы палестинского народа. Просто, чтобы взвесить: сколько же стоит жизнь средне статистического (ибо никто не знает, кому суждено словить осколок или пулю) израильтянина?
Для кого жизнь человека не представляет никакой ценности?
Для державы, которая на протяжении нескольких лет никак, глупая, привыкнуть не может к тому, что против неё, глупой, ведутся военные действия, и она, глупая, никак не уступит горстке людей, снабжённых оружием и лишённых понятия гуманности?
Или всё-таки для тех, кто с бараньим упорством продолжает отстаивать свою правоту (мнимую или действительную – это другой вопрос) путём убийства?
Потому что, я повторюсь, терроризм – это запланированное убийство. Война – это убийство, возведённое в рамки высокой идеи. А частые выступления в СМИ и активные (не лишённые успеха!) попытки привлечь на свою сторону мировую общественность – это пропаганда терроризма как способа решения проблем и прямая агитация!
Например, ситуация в Газе британскими правозащитниками описывается следующим образом: 80% жителей зависят от гуманитарной продовольственной помощи, 40% жителей безработные, система водоснабжения и канализации находятся в таком состоянии, что в море каждый день выливается 40-50 миллионов литров нечистот. В целом, ситуация характеризуется как самая тяжелая с 1967 года.
Британские правозащитники считают, что «ситуация обрела такие черты после того, как Израиль наложил ограничения на передвижение людей и товаров через границу Газы». Подобная блокада названа незаконной и неприемлемой с гуманитарной точки зрения, поскольку не позволяет обеспечить безопасность в регионе.
Безопасность, к которой стремится Израиль. Естественно, для своей стороны - для каждого жителя страны. И за это можно осуждать?
Давайте разберёмся.
По своему ли капризу и настроению Израиль решился на блокаду сектора или, может быть, потому что обстрелы ракетами «Кассам» - это реальная и непредсказуемая в своём выборе жертв смерть?
Я целиком и полностью стою на стороне Израиля не по одной причине.
Я в состоянии понять жителей Газа, у которых нет возможности заработать. Поэтому они готовы за гарантированный обед для своих детей нажимать на кнопки, спускать курки и при этом не думать о том, что будет там, в конце пути ракеты, пули, бомбы, гранаты.
Я не в состоянии понять тех, кто с такой готовностью осуждает стремление Израиля противостоять этому. Ведь мотивация подобного агрессивного поведения в секторе укладывается только в нищету. И это определённо ясно всем и каждому, кто наблюдает за ситуацией со стороны.
Тогда почему же Интернет и все СМИ наполняются возмущёнными воплями защитников бедных, нищих и забитых палестинцев, которые, кстати, убивают и убивают, отстаивая свои гипотетические права на гипотетические свободы?!
Ведь при ближайшем рассмотрении свобода палестинцев ею и осталась. Я имею в виду то, что на неё никто не посягал.
Всё настолько обычно, что от ужаса на голове шевелятся волосы: кому-то надо денег, которые легко можно заработать, получая финансовую и военную помощь от Ирана и других спонсоров террористов.
А что касается повода для использования оружия, так тут и голову ломать не надо! Свобода! Вот он, абсурдный флаг, который выкидывают все кому не лень в небо. И превращают это небо в поле для недолгих траекторий ракет.
Есть, конечно, и другая сторона.
Виновником, который и не скрывает своего статуса, является группировка «ХАМАС». Ребята стремятся убить как можно больше мирных жителей. Зачем? Нет, не для того, чтобы евреев стало меньше, а для того, чтобы использовать как можно больше оружия. При этом, ребята прикрываются своим народом как живым щитом. Ведь всем понятно, что другая сторона - не столь радикальна, стрелять не станет.
И за вот это отсутствие определённого градуса «радикальности» (не обстрелы, а блокада!) получить осуждение!!
Кстати, гуманитарная помощь поступает от Израиля в Газу систематически. И в израильских больницах лечат бесплатно мирное арабское население.
А вопрос «доходит ли гуманитарная помощь (сотни грузовиков в неделю) до народа?» является прерогативой ООН, которой лучше выполнять свой прямой долг и следить за регулярностью поступлений, чем предавать страну анафеме за то, что страна якобы равнодушна к голодающим жителям Газы!
И потом, а не имеет ли смысл вспомнить, что сами жители Газы на свободных (внимание!) выборах определяли себе правителей? По сути все они являются соучастниками происходящего!
Израиль провел сухопутную военную операцию в секторе Газа.
Цель операции – лишить «ХАМАС» возможности в будущем атаковать Израиль
И вперёд – началось! Тут тебе и Израиль заставляет голодать мирное население, тут тебе и Израиль убивает всех, кто попадётся на пути, тут тебе и национальная нетерпимость!
Очнитесь, люди!
Израиль как страна существует 50 лет. Я повторю – всего 50 лет. Это – оазис в пустыне. Разве эти люди не заслужили хотя бы каплю уважения? И разве они, как любые другие люди на этой планете, не заслуживают мира и покоя? Или, может, имеет смысл вспомнить Холокост? Вспомнить, как евреев уничтожали физически как нацию во время Второй Мировой войны?
Они – люди. И они хотят жить. И вот, что интересно – жить они хотят как люди. Неужели это понятно только мне?!
Арабские страны быстро подготовили проект резолюции СБ ООН по ситуации в зоне израильско-палестинского конфликта, который они внесут, если Совет Безопасности не придет к консенсусу. В проекте документа содержится призыв "ко всем сторонам немедленно прекратить все акты насилия, включая ракетные обстрелы территории Израиля".
А вот в негативном подтексте идёт указание на то, что предпринятые Израилем меры в виде сокращения поставок топлива, электричества и препятствие поставкам продовольствия и медикаментов в сектор Газа – это, ой, как нехорошо и негуманно!
Видимо, гораздо лучше было бы, если б Израиль обеспечил сектор Газа всем, что только могло бы понадобиться «ХАМАС» для уничтожения Израиля! А мирное население Палестины в этот момент будет в безопасности! И то правление, которое они сами выбрали, заработает ещё пару-тройку миллиардов! А рядовые палестинцы так и будут жить впроголодь и искать работу. Но! - при этом они будут достаточно свободными для того, чтобы не идти в боевики за кусок хлеба.
Это – абсурд. И самое страшное то, что абсурду этому потакают со всех сторон – международные организации и миротворцы всех мастей под яростные крики Европы о том, что Израиль-то не прав!!
А кто прав?! Скажите мне!
Европа не понимает (или забывает) о том, что обстрелы Израиля – это ребёнку понятное отмывание денег? Европа не понимает, что «ХАМАС» интересует не идея создания Палестинского государства, а деньги, которые так легко зарабатываются на войне?
Нет, Европа всё понимает и всё помнит. Просто в большой политике свои правила, которые нам, простым людям, вряд ли суждено понять. Потому что мы, простые люди, не можем понять, как можно позволить себе такую роскошь, как провокация военных действий!
Нельзя забывать, что не все исламские страны придерживаются объективного взгляда на ситуацию. Вполне возможно, что кто-то тоже захочет принять участие в этом конфликте. И тогда Израиль будет бомбить не только «ХАМАС».
Периодическая масс-медиа нет-нет да и тиснет материал с предположениями о том, что Ближний Восток забудет, что такое мир и покой, если сионистский режим получит возможность достижения своих целей.
Вопрос: каких целей?
Жить мирно? Не бояться смотреть в небо? Не трястись за своего ребёнка, будучи на работе? Не переживать при виде араба в толпе, который может оказаться смертником? Какие ещё цели может преследовать «сионистский режим»?
Позиция Израиля, вынужденного защищать своих граждан от непрекращающихся провокаций со стороны «ХАМАС», понятна и проста. Не укладывается в голове, как же можно всё это перевернуть и так усложнить, что вместо того, чтобы осуждать провокатора, общественность осуждает защищающегося?!
Мы все имеем право на сочувствие. И на личное мнение.
Вот только много ли от этого проку, если мнение, которое мы имеем, мы спокойно оставляем при себе?
Посмотрите вокруг. Большинство людей поступает иначе.
И получается, что те, кто «за» Израиль, молчат. А те, кто «против» Израиля, с пеной у рта защищают маленькую, насквозь пропитанную террористическим мировоззрением территорию страха и ненависти?
Так зачем же нужно говорить о том, что и так ясно каждому?
За тем, чтобы себе напомнить: проблема, которую не хотят решать, рано или поздно начнёт решать себя сама.
И здесь стоит уповать на счастливую случайность: например, оказаться не в том месте и не в то время, когда реально ощутимые орудия решения проблемы ударят в площадь, взорвутся на автостоянке, рухнут посередине улицы.